…и в   среднем и старшем звене выполняют игротерапевтическую и коррекционную функцию. Наиболее распространены в практике учителей нашей школы (30%) деловые игры, используемые для решения комплексных задач усвоения и закрепления изученного  материала на уроках истории, обществознания, литературы

Кроме того,  учителями разработаны и проведены интегрированные уроки со здоровьесберегающей направленностью.

 

Учителя придерживаются гигиенических принципов построения урока

Физкультминутки в оптимальном объеме проводятся на всех обследуемых уроках в начальной школе, инклюзивных  классах. Физминутки проводятся с целью профилактики утомления, нарушения осанки, ухудшения зрения и т.д. индикатором рациональности проведенного урока является момент наступления утомления, определяемый учителем по снижению учебной активности, возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у большинства школьников.

Наличие эмоциональных разрядок, положительный психологический климат отмечен на 80%  уроках по школе в целом.

Для достижения здоровьесберегающего эффекта  оптимальная плотность урока (т.е. доля времени, затраченного школьниками на собственно учебную работу) находится в диапазоне 60-80%. Педагог использует метод хронометрирования и педагогических наблюдений для оценки плотности урока.

Количество видов деятельности на уроках варьируется от 3-до 7. причем учителя четко выдерживают паузу между сменой деятельности (7-10 минут), что обеспечивает физиологически оптимального «переключения».

В основном, педагогический коллектив рационально использует методы преподавания, применяя не менее трех методов в уроке, которые чередуются каждые 10-15 минут.

В системе педагоги проводят эмоциональные разрядки (не менее 2-3 за урок).

Большое внимание на уроке уделяют учителя чередованию рабочей позы, как необходимого компонента гигиенически рационального учебного процесса.

Таким образом, гигиенически оптимальная организация урока является реальным механизмом управления здоровья школьников в процессе обучения, не требующим особых материальных затрат и зависящими от человеческого фактора (оценка уровня рациональности урока проводится по 12 критериям, предложенным авторским коллективом в составе: Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. «Руководство по гигиене и охране здоровья школьников»).

80% учебных занятий, значения которых подходят под характеристики уровней рациональности,  оценены как рациональные, т.е. полностью соответствуют гигиеническим критериям рациональной организации урока.

 В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.  Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения  учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения:  в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений  знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал,  связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Для реализации задач и содержания работ, предусматриваемых п.1.2 и 1.3, кабинет ИВТ оснащается материальными средствами согласно "Перечням технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники"

Кабинет ИВТ оснащается:

-         заданиями для индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельной работы и упражнений, учащихся на компьютере;

-         комплексом научно-популярной, справочной и методической литературы;

-         набором лучших программ для ЭВМ;

-         журналом инструктажа учащихся по охране труда;

-         журналами использования КУВТ на каждом рабочем месте;

-         журналом отказа машин и их ремонта;

-         держателями для демонстрации таблиц и стендами для экспонирования работ учащихся;

-         инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, утвержденной директором школы;

-         аптекой первой помощи;

-         средствами пожаротушения.

Учебное оборудование для компьютерного класса и учебно-наглядные пособия для компьютерного класса приобретаются школами в установленном порядке в соответствии с "Перечнем технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники всех типов учебных заведений".

Помещение компьютерного класса (КИВТ), размещение рабочих мест, хранение учебного оборудования.

Расстановка рабочих мест учащихся в КИВТ   обеспечивает свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту учащихся. Расстояние между стенкой с оконными проемами и столами составляет не менее 80 см. Расстояние в каждом ряду между рабочими столами должно быть 1,0 - 1,1 м.

КИВТ оборудуется:

-         Классной  доской

-         Экраном

-         Шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации.

-         МФУ

-         сетевое оборудование, в т.ч. для выхода в интернет

Диски с программным материалом хранятся в специальном небольшом ящике (по классам и разделам программ) размером не менее 150x150x300, защищенном от пыли и света.

В КИВТ создается картотека имеющегося учебного оборудования с указанием мест хранения, (карточки хранятся в алфавитном порядке) и методическая картотека, облегчающая учителю подготовку оборудования к занятиям.

Число рабочих мест для учащихся 10, в зависимости от наполняемости классов. На рабочем месте предусматривается работа одного. Для проведения практических занятий с компьютерами классы делятся на две подгруппы (в городских школах - с количеством учащихся 25 и более человек, а в сельских школах - 20 и более человек).

КИВТ должен быть выполнен как психологически, гигиенически и комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и воспитанию учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по ОИВТ и основам наук, при полном обеспечении требования к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за видео-дистанционной техникой зависит от их возраста, но не должно превышать:

-         для обучающихся I кл - 10 мин;

-         для обучающихся II - V кл. - 15 мин;

После установленной выше длительности работы должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления.

 

Занятия в кружках с использованием ИКТ и мультимединых технологий должны проводиться не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью:  для учащихся II - V кл. (7-10 лет) - не более 60 мин.

Очевидно, что фактор санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса в КИВТ накладывает весьма жесткие ограничения на структуру каждого урока по информатике, что должно учитываться при их планировании. В частности, это непосредственно касается учета продолжительности времени (хронометража) использования программных средств, применение которых предусматривается на уроке.

 Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития обучающихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход  детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте) к учебной.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

-         полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

-         рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

-         организацию занятий по лечебной физкультуре;

-         организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

-         организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

-         организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

-         регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

 

Традиционные спортивно – оздоровительные мероприятия:

-         праздник «Золотая осень»,

-         смотр «Строя и песни»,

-         спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»,

-          «Веселые старты»,

-         турниры по футболу, пионерболу, волейболу, баскетболу,

-          соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»,

-         Спортивные соревнования «Меткий стрелок»,

-         Дни здоровья по окончанию каждой четверти.

 В целом в течение учебного года каждый школьник принимает участие в 8 общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях.

 

5. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Система дополнительного образования построена по направлениям:

-         Художественно- эстетической

-         Социально-педагогической

-         Физкультурно-оздоровительное

Ведущую роль в организации свободного времени ребенка играет школа, реализующая принцип единства учебной и внеучебной работы. Центральное звено этой работы - система дополнительного образования.

На базе школы работают 2 спортивные секции (плавание, ОФП), которые вели  педагоги дополнительного образования ДООПЦ « (.

В   учебном году реализовывались:

- 6  программ художественно- эстетического цикла

-  2  программы физкультурно-спортивной направленности

-  2  программы социально- педагогической направленности

 

п/п

 

Наименование

детского объединения

 

Ф.И.О.

руководителя

 

Количество детей в том числе:

 

Нагрузка педагога дополнительного

образования,

кол-во часов в

неделю

Кем предоставлена ставка

 

дошкол.

образован.

 

начального

образован

 

 

основного

образован

 

среднего

образов.

1.

Студия

«Русский сувенир».

Хохрякова Т.М.

 

 

30

28

12

18

МОУ СОШ

№ 22

2.

Секция

«Бассейн»

Ермолаева Р.А.

 

20

15

15

9

МОУ СОШ

№ 22

3.

«Русский умелец».

Телков В.А.

 

 

 

30

 

4

МОУ СОШ

№ 22

4.

«Юный эколог».

Гуткевич Л.Ф.

 

 

15

15

 

4

МОУ СОШ

№ 22

5.

«Мягкая игрушка»,

«Вязание крючком».

Вялкина Т.В.

 

 

15

15

 

2/2

МОУ СОШ

№ 22

6.

«Юный дизайнер».

Петрова Т.Ю.

 

 

 

30

15

4

МОУ СОШ

№ 22

7.

Кружок

«Вышивание крестом»

Хохрякова С.П.

 

30

15

 

8

МОУ СОШ

№ 22

8.

Студия

«Созвучие»

Антонова А.И.

 

15

15

15

9

МОУ СОШ

№ 22

9.

«Мой выбор».

Суходолина Т.А.

 

 

 

30

 

4

МОУ СОШ

№ 22

10.

Секция

ОФП

Смакотина Н.А.

 

15

30

 

6

МОУ СОШ

№ 22

 

ИТОГО:

 

 

 

140

223

57

66

 

 

Систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуется кружком ЮИД и участием в целевой городской воспитательной работе «Школа светофорных наук». В городских конкурсах «Безопасное колесо», «Светофорное лото», обучающиеся занимали призовые места, лучшие кружковцы приглашаются для проведения городских мероприятий. На базе школы раз в четверть проводятся соревнования «Безопасное колесо», викторина «Светофорный ринг».

Кружки спортивной направленности,  обеспечивали успешное выступление команд школы в районных и городских соревнованиях.

 

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

-         проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;

-         привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

-         создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

Примерная тематика бесед с родителями

1 класс:

Забота государства о здоровье подрастающего поколения.

Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом обучении и воспитании учащихся начальных классов .

Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Особенности физического развития младших школьников.

2 класс:

Гигиена мальчиков и гигиена девочек.

Основные принципы режима для младшего школьника.

Гигиенические требования к детской одежде и обуви.

Гигиена питания.

3 класс:

Физическое воспитание детей в семье.

Закаливание.

Активный отдых младших школьников.

Режим просмотра телевизора.

4 класс:

Половое воспитание детей младшего школьного возраста.

Профилактика бытового травматизма.

Профилактика пищевых отравлений.

Профилактика уличного травматизма.

 

Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

№пп

Критерии оценки эффективности

0-1-2

1

Находят ли отражение в целях и задачах воспитательно-образовательной

программы актуальность, социальная и педагогическая целесообразность мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

2

2

Наличие целостной системы формирования культуры здоровья обучающихся, воспитанников:

-       последовательная и непрерывная система обучению здоровью на различных этапах обучения;

-       интегративный и межведомственный подход к решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья в образовательных учреждениях;

-       высокий уровень санитарно-гигиенической и просветительской работы;

-       формирование культуры досуга и отдыха.

2

3

Наличие здоровьесберегающего образовательного пространства:

-       отсутствие перегрузок;

-       выполнение санитарно-гигиенических нормативов;

-       использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

-       воспитание у учащихся культуры здоровья, т. е. формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

2

4

Медицинское обслуживание в школе:

-         организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;

-         профилактические работы;

-         пропаганда здорового образа жизни;

-         обучение гигиеническим навыкам субъектов образовательного пространства.

1

5

Сформированность культуры здоровья у педагогического состава: профессиональная подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

2

6

Психолого-педагогические факторы:

-  психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

-  стиль педагогического общения учителя с учащимися;

-  характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;

-  степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска);

-  особенность работы с «трудными подростками в классе»;

-  состояние здоровья учителей, их образ жизни и отношение к своему здоровью.

2

7

Физическое воспитание и двигательная активность обучающихся.

2

8

Совместная работа школы и родителей: привлечение к проблемам школы (тематические лекции, стенды, брошюры, тренинги, мероприятия и т. п.).

2

9

Эффективность работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

-  обоснованные показатели динамики улучшения здоровья обучающихся;

-  уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики);

-  удовлетворенность школой детей, родителей и педагогов

-  комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья.

1

 

Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

В системе профилактической работы школы по формированию культуры здоровья обучающихся  ежегодно проводится  блок мероприятий, направленный на выявление знаний обучающихся о сохранении и укреплении здоровья.

-         Комплекс мероприятий, посвященных «Всемирному Дню Борьбы с курением» (3-11 классы);

-         Конкурс плакатов, стенгазет «Что такое курение?» (3-11 классы),  конкурс рисунков (компьютерная графика) среди 8-11 классов;

-          «Курение – это вредная привычка или дань моде?» Мини- сценки с обсуждением (6-7 классы)

-         Диспут  «Влияние вредных привычек на организм человека» (6-7 классы);

-         Просмотр фильмов о вреде курения и алкоголя (6 - 9 классы);

-         Тематические классные часы «Профилактика вредных привычек»(1-11 классы);

-         дискотека «Быть здоровым – это   здорово» (8-11 классы).

В летнее время вовлечены в досуговую деятельность оздоровительного лагеря «Чудо город» (150 чел.) и трудового лагеря (30 чел.). В июне было занято детей «группы риска» 20 человек в оздоровительном лагере и 5 человек в трудовом лагере. За летний период проведено: 11 праздников, 7 экскурсий, 8 соревнований, 4 акции, 5 лекций, 2 диспута.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплексный ПЛАН

мероприятий по реализации направлений программы

 

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры в учреждении

 

№ п\п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1.

Обеспечение условий для сбережения здоровья учащихся

В течение года

Зам.дир по АХЧ

2.

Организация рационального питания учащихся

В течение года

Директор

3.

Организация дотационного питания учащихся из социально незащищенных семей.

В течение года

Классные руководители

4.

Санитарно- гигиеническое обеспечение безопасности питания

Ежедневно

Медицинский работник

5.

Организация медицинского обслуживания школьников

В течение года

Медицинский работник

6.

Участие школьников в целевых воспитательных программах по воспитанию культуры ЗОЖ

В течение года

Зам. дир по ВР

7.

Организация витаминизированного питания

В течение года

Директор

8.

Организация профилактики йододефицитного состояния школьников

Ежедневно

Медицинский работник

 

 

2. Организации медицинского обслуживания в школе

 

№ п\п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

Организационные мероприятия

1.

Проверка санитарного состояния школы к началу учебного года

Август

Медицинский работник

2.

Подготовка медицинского кабинета

Август

Медицинский работник

3.

Приобретение необходимых медицинских препаратов.

Август,

в течение года по мере необходимости

Медицинский работник

4.

Комплектование аптечек

Август

Медицинский работник

5.

Анализ состояния здоровья детей

Январь,

май

Медицинский работник

6.

Распределение школьников на медицинские группы для занятий физической культурой

Сентябрь

Медицинский работник

7.

Оформление медицинских карт учащихся

В течение года

Медицинский работник

8.

Заключение  договоров совместной деятельности с лечебно- профилактическими учреждениями

Сентябрь, октябрь

Директор

9.

Контроль состоянием фактического питания и анализ качества пищи

Ежедневно

Медицинский работник

10.

Контроль санитарно- гигиенического состояния пищеблока, выполнения натуральных норм, бракераж готовой продукции

Ежедневно

Медицинский работник

11.

Осуществление контроля за соблюдением норм и правил в части обеспечения охраны здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни.

Ежедневно

Медицинский работник

12.

Организация работы по направлениям здоровьесберегающей деятельности и формирования у обучающихся здорового и безопасного образа жизни

В течение года

Медицинский работник

Лечебно – профилактические мероприятия

1.

Организация и проведение медицинского осмотра учащихся  узкими специалистами

Сентябрь, апрель

Медицинский работник,

Классные руководители

2.

Проведение обследования физического развития учащихся 1-4 классов

В течение года

Медицинский работник

3.

Проведение осмотра учащихся на педикулез, чесотку

Раз в квартал

Медицинский работник

4.

Проведение амбулаторного приема учащихся

Ежедневно

Медицинский работник

5.

Оформление листков здоровья в классных журналах

Сентябрь

Медицинский работник

6.

Организация профилактических мероприятий по травматизму учащихся

В течение года

Зам.дир по ВР

Медицинский работник

7.

Организация мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний

В течение года

Медицинский работник

8.

Осуществление контроля за соблюдением медицинских предписаний на уроках физической культуры

В течение года

Медицинский работник

9.

Осуществление контроля за своевременным флюорографическим обследованием педагогических и технических работников школы

В течение года

Медицинский работник

10.

Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся

В течение года

Медицинский работник

11.

Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика

Декабрь, май

Медицинский работник

Санитарно – просветительская деятельность

1.

Организация и проведение лекций и бесед для школьников о сохранении и укреплении здоровья

В течение года

Зам дир по ВР

2.

Организация и проведение бесед с техническим персоналом школы о санитарном состоянии школы, о личной гигиене, о профилактике инфекционных заболеваний

В течение года

Медицинский работник

Продолжение »