…и в среднем и старшем звене выполняют игротерапевтическую и коррекционную функцию. Наиболее распространены в практике учителей нашей школы (30%) деловые игры, используемые для решения комплексных задач усвоения и закрепления изученного материала на уроках истории, обществознания, литературы
Кроме того, учителями разработаны и проведены интегрированные уроки со здоровьесберегающей направленностью.
Учителя придерживаются гигиенических принципов построения урока Физкультминутки в оптимальном объеме проводятся на всех обследуемых уроках в начальной школе, инклюзивных классах. Физминутки проводятся с целью профилактики утомления, нарушения осанки, ухудшения зрения и т.д. индикатором рациональности проведенного урока является момент наступления утомления, определяемый учителем по снижению учебной активности, возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у большинства школьников. Наличие эмоциональных разрядок, положительный психологический климат отмечен на 80% уроках по школе в целом. Для достижения здоровьесберегающего эффекта оптимальная плотность урока (т.е. доля времени, затраченного школьниками на собственно учебную работу) находится в диапазоне 60-80%. Педагог использует метод хронометрирования и педагогических наблюдений для оценки плотности урока. Количество видов деятельности на уроках варьируется от 3-до 7. причем учителя четко выдерживают паузу между сменой деятельности (7-10 минут), что обеспечивает физиологически оптимального «переключения». В основном, педагогический коллектив рационально использует методы преподавания, применяя не менее трех методов в уроке, которые чередуются каждые 10-15 минут. В системе педагоги проводят эмоциональные разрядки (не менее 2-3 за урок). Большое внимание на уроке уделяют учителя чередованию рабочей позы, как необходимого компонента гигиенически рационального учебного процесса. Таким образом, гигиенически оптимальная организация урока является реальным механизмом управления здоровья школьников в процессе обучения, не требующим особых материальных затрат и зависящими от человеческого фактора (оценка уровня рациональности урока проводится по 12 критериям, предложенным авторским коллективом в составе: Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. «Руководство по гигиене и охране здоровья школьников»). 80% учебных занятий, значения которых подходят под характеристики уровней рациональности, оценены как рациональные, т.е. полностью соответствуют гигиеническим критериям рациональной организации урока. В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении. В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Для реализации задач и содержания работ, предусматриваемых п.1.2 и 1.3, кабинет ИВТ оснащается материальными средствами согласно "Перечням технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники" Кабинет ИВТ оснащается: - заданиями для индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельной работы и упражнений, учащихся на компьютере; - комплексом научно-популярной, справочной и методической литературы; - набором лучших программ для ЭВМ; - журналом инструктажа учащихся по охране труда; - журналами использования КУВТ на каждом рабочем месте; - журналом отказа машин и их ремонта; - держателями для демонстрации таблиц и стендами для экспонирования работ учащихся; - инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, утвержденной директором школы; - аптекой первой помощи; - средствами пожаротушения. Учебное оборудование для компьютерного класса и учебно-наглядные пособия для компьютерного класса приобретаются школами в установленном порядке в соответствии с "Перечнем технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники всех типов учебных заведений". Помещение компьютерного класса (КИВТ), размещение рабочих мест, хранение учебного оборудования. Расстановка рабочих мест учащихся в КИВТ обеспечивает свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту учащихся. Расстояние между стенкой с оконными проемами и столами составляет не менее 80 см. Расстояние в каждом ряду между рабочими столами должно быть 1,0 - 1,1 м. КИВТ оборудуется: - Классной доской - Экраном - Шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации. - МФУ - сетевое оборудование, в т.ч. для выхода в интернет Диски с программным материалом хранятся в специальном небольшом ящике (по классам и разделам программ) размером не менее 150x150x300, защищенном от пыли и света. В КИВТ создается картотека имеющегося учебного оборудования с указанием мест хранения, (карточки хранятся в алфавитном порядке) и методическая картотека, облегчающая учителю подготовку оборудования к занятиям. Число рабочих мест для учащихся 10, в зависимости от наполняемости классов. На рабочем месте предусматривается работа одного. Для проведения практических занятий с компьютерами классы делятся на две подгруппы (в городских школах - с количеством учащихся 25 и более человек, а в сельских школах - 20 и более человек). КИВТ должен быть выполнен как психологически, гигиенически и комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и воспитанию учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по ОИВТ и основам наук, при полном обеспечении требования к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся. Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за видео-дистанционной техникой зависит от их возраста, но не должно превышать: - для обучающихся I кл - 10 мин; - для обучающихся II - V кл. - 15 мин; После установленной выше длительности работы должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления.
Занятия в кружках с использованием ИКТ и мультимединых технологий должны проводиться не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся II - V кл. (7-10 лет) - не более 60 мин. Очевидно, что фактор санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса в КИВТ накладывает весьма жесткие ограничения на структуру каждого урока по информатике, что должно учитываться при их планировании. В частности, это непосредственно касается учета продолжительности времени (хронометража) использования программных средств, применение которых предусматривается на уроке. Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития обучающихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной. 4. Организация физкультурно-оздоровительной работы Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает: - полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); - рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования; - организацию занятий по лечебной физкультуре; - организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками; - организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; - организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования; - регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Традиционные спортивно – оздоровительные мероприятия: - праздник «Золотая осень», - смотр «Строя и песни», - спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», - «Веселые старты», - турниры по футболу, пионерболу, волейболу, баскетболу, - соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья», - Спортивные соревнования «Меткий стрелок», - Дни здоровья по окончанию каждой четверти. В целом в течение учебного года каждый школьник принимает участие в 8 общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях.
5. Реализация дополнительных образовательных программ В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Система дополнительного образования построена по направлениям: - Художественно- эстетической - Социально-педагогической - Физкультурно-оздоровительное Ведущую роль в организации свободного времени ребенка играет школа, реализующая принцип единства учебной и внеучебной работы. Центральное звено этой работы - система дополнительного образования. На базе школы работают 2 спортивные секции (плавание, ОФП), которые вели педагоги дополнительного образования ДООПЦ « (. В учебном году реализовывались: - 6 программ художественно- эстетического цикла - 2 программы физкультурно-спортивной направленности - 2 программы социально- педагогической направленности
Систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуется кружком ЮИД и участием в целевой городской воспитательной работе «Школа светофорных наук». В городских конкурсах «Безопасное колесо», «Светофорное лото», обучающиеся занимали призовые места, лучшие кружковцы приглашаются для проведения городских мероприятий. На базе школы раз в четверть проводятся соревнования «Безопасное колесо», викторина «Светофорный ринг». Кружки спортивной направленности, обеспечивали успешное выступление команд школы в районных и городских соревнованиях.
6. Просветительская работа с родителями (законными представителями). Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает: - проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов; - привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований; - создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п. Примерная тематика бесед с родителями 1 класс: Забота государства о здоровье подрастающего поколения. Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом обучении и воспитании учащихся начальных классов . Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Особенности физического развития младших школьников. 2 класс: Гигиена мальчиков и гигиена девочек. Основные принципы режима для младшего школьника. Гигиенические требования к детской одежде и обуви. Гигиена питания. 3 класс: Физическое воспитание детей в семье. Закаливание. Активный отдых младших школьников. Режим просмотра телевизора. 4 класс: Половое воспитание детей младшего школьного возраста. Профилактика бытового травматизма. Профилактика пищевых отравлений. Профилактика уличного травматизма.
Оценка эффективности реализации программы Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности. В системе профилактической работы школы по формированию культуры здоровья обучающихся ежегодно проводится блок мероприятий, направленный на выявление знаний обучающихся о сохранении и укреплении здоровья. - Комплекс мероприятий, посвященных «Всемирному Дню Борьбы с курением» (3-11 классы); - Конкурс плакатов, стенгазет «Что такое курение?» (3-11 классы), конкурс рисунков (компьютерная графика) среди 8-11 классов; - «Курение – это вредная привычка или дань моде?» Мини- сценки с обсуждением (6-7 классы) - Диспут «Влияние вредных привычек на организм человека» (6-7 классы); - Просмотр фильмов о вреде курения и алкоголя (6 - 9 классы); - Тематические классные часы «Профилактика вредных привычек»(1-11 классы); - дискотека «Быть здоровым – это здорово» (8-11 классы). В летнее время вовлечены в досуговую деятельность оздоровительного лагеря «Чудо город» (150 чел.) и трудового лагеря (30 чел.). В июне было занято детей «группы риска» 20 человек в оздоровительном лагере и 5 человек в трудовом лагере. За летний период проведено: 11 праздников, 7 экскурсий, 8 соревнований, 4 акции, 5 лекций, 2 диспута.
ПРИЛОЖЕНИЕ Комплексный ПЛАН мероприятий по реализации направлений программы
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры в учреждении
2. Организации медицинского обслуживания в школе
|