Урок по биологии 7 класс.

Учитель Емельянова М.М.

УРОК 1,2

ТЕМА: «Введение. Многообразие живых организмов»

ЦЕЛИ УРОКА:

показать разнообразие форм жизни, отметить длительность ее существования на Земле, указать на взаимосвязи живых организмов во времени и пространстве.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки и фотографии животных, включая представителей семейства собачьих, а также растений, грибов и бактерий; схемы строения биосферы и других уровней организации живой материи; портреты знаменитых естествоиспытателей: Аристотеля, Чарлза Дарвина, Карла Линнея.

ПЛАН УРОКА: 

Организационный момент 

На доске:

Число, месяц.

Многообразие живых организмов.

Проверка усвоения материала прошлого урока  

Фронтальный опрос.

1. Назовите признаки, отличающие живые организмы от неживой природы. (Клеточное строение, рост и развитие, движение, питание, обмен веществ, размножение и т. д.)

2. Перечислите уровни организации живой природы. (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.)

3. Перечислите основные химические элементы, из которых состоит живой организм. (Углерод, кислород, водород и азот.)

Объяснение нового материала  

1. Строение живых организмов.

Активизация знаний. На основании ранее полученных знаний об окружающем мире учитель предлагает учащимся вспомнить: из чего состоят живые организмы (молекулы, клетки, ткани, органы).

Пояснение. Используя схему в учебнике (с. 7), учитель уточняет, что основные систематические категории – виды – существуют во времени и распространены в пространстве в форме популяций (населения определенных территорий). В свою очередь, видовые популяции образуют многовидовые сообщества – биоценозы (территориальные объединения разнообразных живых организмов, связанных преимущественно пищевыми отношениями), экосистемы (комплексы живых организмов и условий их существования, например: экосистема пруда, луга, тайги, океана и т. д.) и биосферу Земли (совокупность земных экосистем, составляющая живую оболочку планеты).

2. Происхождение видов. Учение Ч. Дарвина.

Сопоставление целенаправленного формирования разнообразных пород домашних животных путем искусственного отбора и удивительного многообразия форм диких животных привело английского натуралиста Чарлза Дарвина к заключению о действии сходного процесса происхождения видов в природе путем естественного отбора и борьбы за существование.

Пояснение. Искусственный отбор – скрещивание особей домашних животных с желательными человеку признаками и выбор из потомства для дальнейшего размножения животных, у которых необходимые свойства проявились наиболее полно. Естественный отбор – выбраковка наименее приспособленных особей хищниками, болезнями, климатическими и другими факторами, благодаря чему выживают животные, наиболее приспособленные к новым условиям. Борьба за существование – конкуренция за жизненные ресурсы, в результате которой выживают и размножаются животные с признаками, наиболее соответствующими меняющимся условиям жизни. Это ведет к их накоплению в популяции и в случае возникновения ее географической изоляции приводит, в конечном счете, к репродуктивной несовместимости с другими популяциями и тем самым к появлению нового вида.

Дополнение. Знаменитый английский ученый Чарлз Дарвин (1809–1882) прославился созданием теории эволюции живых организмов, признаваемой и поныне абсолютным большинством биологов во всем мире. Следует отметить, что самый значительный фактический научный материал для будущей теории он собрал в молодости. Еще школьником, а затем студентом медицинского факультета Эдинбургского университета (который не закончил) и богословского факультета Кембриджского университета, Чарлз увлекался изучением живой природы (известны, например, два его сообщения в студенческом кружке о малоизученных беспозвоночных животных: мшанках и пиявках), совершал натуралистические экскурсии, подолгу засиживался в университетской библиотеке, был знаком со многими учеными. Один из них, ботаник Джон Генсло, рекомендовал 22-летнего Ч. Дарвина капитану Роберту Фитц-Рою для участия в кругосветном путешествии на корабле «Бигль» в качестве натуралиста. Поначалу не все складывалось удачно: отец, Роберт Дарвин, настойчиво требовал от сына приступить к карьере священника, а капитану Фитц-Рою не понравился... нос Чарлза («он сомневался, чтоб человек с таким носом мог обладать достаточной для совершения путешествия энергией и решительностью», – сетовал позднее Ч. Дарвин в своей «Автобиографии»). Но дядя убедил отца Чарлза в полезности экспедиции, а с формой его носа капитан смирился, и 27 декабря 1831 г. Ч. Дарвин отправился на «Бигле» в 5-летнее плавание, завершившееся 2 октября 1836 г.

Большую часть времени в экспедиции он изучал животный и растительный мир Южной Америки, где собрал богатые коллекции. Особое его внимание привлекли птицы Галапагосских островов, отделенных от материка широким простором Атлантики; именно их изменчивость в сравнении с материковыми формами породили у молодого натуралиста мысли о возможных путях формирования новых видов. Только в октябре 1835 г. «Бигль» отправился на запад от берегов Южной Америки – через Тихий океан к Австралии, острову Маврикий в Индийском океане, в Южную Африку, Атлантический океан и Англию. Сопоставление ныне живущих и вымерших видов млекопитающих, разнообразие пород домашних животных, выводимых человеком путем намеренного скрещивания и селекции потомства, укрепили Дарвина в понимании сходных процессов видообразования в природе. Но только после 20-летней кропотливой работы над дневниками путешествия и их публикации, а также работы с коллекциями и книгами в кабинетной тиши была, наконец, сформулирована и опубликована в 1859 г. его эволюционная теория. Она была опубликована в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение избранных пород в борьбе за жизнь». Эта теория «витала в воздухе» и, несомненно, появилась бы в любом случае, но стал бы ее создателем именно Чарлз Дарвин без путешествия на корабле «Бигль» – неизвестно... Впрочем, исследователи его учения убеждены: «Не будь путешествия на „Бигле“, не было бы и великого Дарвина» (По материалам Е.Е. Сыроечковского, Предисловие к 4-му изданию книги Ч. Дарвина «Путешествия натуралиста вокруг света на корабле „Бигль“», 1983).

Закрепление изученного материала

 

1. Приведите примеры многочисленных и редких видов животных.

2. Назовите основных представителей растительного и животного мира биоценоза (сообщества) хвойного леса.

3. Какие наблюдения Ч. Дарвина оказали наиболее существенное влияние на формирование его взглядов на происхождение видов?

 

Домашнее задание

 

1. Повторить уровни организации живого, основные отличия живой материи от неживой.

2. Используя дополнительную литературу, познакомиться с биографией Ч. Дарвина. Изучить по карте маршрут кругосветного путешествия Ч. Дарвина на корабле «Бигль».

 

 

 

Урок по биологии 7 класс.

Учитель Емельянова М.М.

УРОК 3

ТЕМА: «Царство Прокариот. Система прокариот. Многообразие бактерий»

ЦЕЛИ УРОКА:

дать общую характеристику прокариот. Кратко охарактеризовать сходство и различия трех подцарств: Настоящие бактерии, Архебактерии и Оксифотобактерии. Раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, фотографии и рисунки, отображающие прокариот, их строение и функции.

ПЛАН УРОКА:

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

 

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Система прокариот. Многообразие бактерий».

Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос.

1. Что такое систематика живых организмов и зачем она нужна?

2. На какие царства подразделяется мир живой природы?

3. Какие категории составляют систему животного мира? (Царство. Тип. Класс. Отряд. Семейство. Род. Вид.)

4. Каковы отличия системы растительного мира? (Царство. Отдел. Класс. Семейство. Род. Вид.)

5. Привести пример систематического положения одного из видов животных.

6. Какие ученые заложили основы систематики и эволюции мира живой природы?

7. Показать на карте маршрут путешествия Ч. Дарвина на корабле «Бигль» и районы его основных исследований.

8. Какие наблюдения привели Ч. Дарвина к пониманию происхождения видов?

9. Назовите некоторых представителей любого знакомого учащимся биоценоза (леса, пруда, школьного двора, дачного участка, города).

Объяснение нового материала

 

1. Указать основные признаки царства прокариот: клеточное строение, но отсутствие оформленного ядра. Принципы деления на подцарства.

2. Охарактеризовать подцарство настоящие бактерии: разнообразие форм, особенности внешнего и внутреннего строения, размножения, питания. Особо отметить роль бактерий в природе и жизни человека.

3. Подчеркнуть особенности жизнедеятельности архебактерий, их роль в образовании газа метана, формировании месторождений серы. Указать на обитание метанобразующих бактерий исключительно в бескислородной (анаэробной) среде как главное их отличие от большинства живых организмов Земли.

4. Отметить роль цианобактерий (сине-зеленых «водорослей») в обогащении атмосферы Земли кислородом, а почв – азотом.

Пояснение. Учащимся обязательно следует разъяснить, что приведенная в учебнике система прокариот не является общепринятой. Во многих других школьных и вузовских учебниках по биологии царство Прокариот именуется царством Бактерий, и оба эти названия вполне правомочны. Кроме того, не все специалисты подразделяют это царство на три подцарства. В некоторых пособиях сине-зеленые водоросли (цианобактерии) отнесены к царству растений. Такого рода неопределенности позволяют учителю после описания настоящих бактерий ограничиться упоминанием о существовании и значении других бактериальных форм, не требуя от учащихся знания деталей их строения. Существенные разночтения в названиях даже самых крупных систематических категорий свидетельствуют об интенсивных исследованиях их родственных связей и новых современных открытиях в систематике живых организмов.

Закрепление изученного материала

 

1. Предложить учащимся рассмотреть рисунки в учебнике на с. 17 и выполнить в тетрадях предложенные задания, зарисовав вместе с соответствующими обозначениями строение бактериальной клетки и формы бактерий (при недостатке времени на уроке данное задание может быть предложено в качестве домашнего).

2. По результатам выполненной работы предложить учащимся выбрать правильные ответы на вопросы учебника и аргументировать их (часть утверждений приведена на с. 16, часть может быть дополнена учителем).

3. Обсудить роль бактерий в природе и жизни человека. Охарактеризовать некоторые заболевания, вызываемые патогенными бактериями (дифтерия, столбняк, ботулизм, туберкулез, дизентерия и др.), упомянуть о причинах (антисанитария) и губительных последствиях эпидемий чумы и холеры (вымирание населения целых городов и областей в Средние века).

4. Привести примеры предупреждения бактериальных заболеваний (личная гигиена, проветривание помещений и соблюдение других санитарных норм, профилактические прививки, укрепление иммунитета).

5. Отметить положительную роль бактерий-симбионтов, живущих в пищеварительной системе человека и способствующих усвоению, например, молочных продуктов (лактобактерии).

6. Задать учащимся каверзный вопрос о нарушении правил ведения лесного хозяйства и природоохранного законодательства, отраженного на рисунке (с. 12–13) гниющих деревьев (хорошо видно, что первый ствол спилен, но брошен на лесосеке, что запрещено).

Дополнение.

Дифтерия – острая инфекционная болезнь, характеризующаяся воспалением носоглотки, зева, гортани, трахеи. Возбудитель – дифтерийная палочка. Хорошо сохраняется в окружающей среде. Погибает под действием солнечного света.

Столбняк – инфекционная болезнь, характеризующаяся токсическим поражением нервной системы ядом столбнячных бактерий. Споры этих бактерий, попав в почву с испражнениями больных животных, могут сохраняться в ней многие годы.

Ботулизм – пищевое отравление, поражающее нервную систему и другие органы, возникающее при употреблении продуктов, содержащих токсин ботулинических микробов. Споры данных микробов при попадании в бескислородную среду прорастают и выделяют токсин (яд).

Туберкулез – инфекционное заболевание (устаревшее название – чахотка), характеризующееся воспалительными образованиями в легких или других органах. Возбудитель – микобактерия была открыта в 1882 г. немецким ученым Р. Кохом.

Дизентерия (амебиаз) – паразитарная болезнь, вызываемая дизентерийной амебой и характеризующаяся язвенным поражением толстой кишки. В виде цисты может сохраняться в окружающей среде длительное время.

Холера – инфекционное заболевание из группы кишечных, вызываемое холреным вибрионом (похож на запятую, развивается в щелочной среде, выживает на продуктах от нескольких часов до нескольких дней, в водоемах – до нескольких месяцев).

Домашнее задание

 1. Письменно ответить на вопрос рубрики «Подумайте!» на с. 16 о древности бактерий.

2. Записать в словарик терминов: «Царство Прокариоты, или Бактерии».

 

 

 

План – конспект

урока путешествия

по географии

в 7 классе

Урок обобщения знаний по теме «Южная Америка»

Учитель

Демченко Лидия Григорьевна

     Урок обобщения знаний по теме: «Южная Америка»

  Цели урока:  Систематизировать и обобщить знания учащихся по материку  

                          «Южная Америка» в форме   путешествия.

                         Совершенствовать практические умения уч-ся работать с

                        различными источниками знаний

                           Продолжать развивать у учащихся познавательный интерес к 

                         изучаемому предмету.

                            Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи,

                         товарищества, во время выполнения работы.

Форма урока: Урок путешествие

Оборудование:  Политическая карта мира.

                              Физическая карта мира.

                              Карта природных зон.

Станции

  1. Школьный остров
  2. Пролив Названий
  3. Залив «Имена»
  4. Плывем по течению
  5. Путевые заметки
  6. Полуостров «Узнай меня»
  7. Уеду в Америку

Проблемные задания:

           Вспомни:  характеристику географического положения материка, рельефа,  внутренних вод, климата, природных зон

 

           Умей: Давать характеристику географического положения материка, реки, озера, климатических поясов, природных зон

 

 

Ход урока:

1.Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.

(Звучит музыка с мультимидийного диска)

Слово учителя:  Нет такого человека, которого не манили бы дальние страны и континенты. Читая книги Жюля Верна, Даниэля Дефо, Мамина-Сибиряка, мы мечтаем о путешествиях. Однако не всем удается стать путешественниками. И тогда в наших сердцах с грустью отзываются стихи Роберта Рождественского:

Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

   Целевая установка: Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся в путешествие по Южной Америке. На вашем пути будет не мало препятствий. И от того как вы их преодолеете, зависит успех нашего путешествия. Но какое путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова поэта Александра Твардовского:

Есть два разряда путешествий.

Один -  пускаться с места в даль,

Другой – сидеть себе на месте.

Листать обратно календарь.

    Взяла я старый календарь и на одной  из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. В комментарии к карте говорилось, что капитан Врунгель спрятал клад. Вы только что изучили Южную Америку, у нас есть много отважных и любознательных ребят и поэтому я приглашаю вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?

Южную Америку сегодня посетим,

Дебри Амазонии, конечно, навестим,

По проливам разным проплывем,

Материк неспешно обогнем,

Анды покорим без лишних слов,

Повидаем цепи островов

И контраст природы ощутим,

Если очень сильно захотим.

 Путешествие сказочное, капитаном буду я, а вы юнгами. На палубе нашего корабля 2 каюты, располагайтесь удобнее.

Правила игры:    В каждой команде есть старший юнга, который следит за выполнением заданий, сообщает об их выполнении или сигнализирует учителю в случае затруднений.

      Успешно справившиеся с заданием команды награждаются «орденом Врунгеля»

      Не выполнившиеся задание команды получают «Спасательный круг».

       Награждение проводится после каждого задания.

Итак целью нашего урока является закрепление полученных знаний  и их применение.

  Эпиграфом нашего урока я взяла слова Константина Паустовского

Познания и странствия неотделимы друг от друга.

А девизом нашего урока будут следующие слова:

Эй, товарищ, не ленись!

Отвечать поторопись!

   

   Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока и эпиграф.

А теперь, юные искатели приключений, в путь!

Желаю приятного путешествия!

 

 

   2. Обобщение, систематизация знаний.

   Пока я вам объясняла, наш корабль отчалил от острова Школьный.

Плывем к неведомому берегу,

Хотим увидеть целый свет.

Какое небо над Америкой?

Когда наступит там рассвет?

Как это здорово и правильно,

Что среди множества наук

Мы изучаем географию,

Чтоб стал понятен мир вокруг.

   И вот мы уже плывем через пролив Названий, но здесь быстрое течение. Корабль раскачивается из стороны в сторону, и… карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим путь?

Как узнать где этот материк,

Путешественник без карты не привык.

Выйдем просто мы из положения,

Карту создадим в одно мгновение.

Юнги выручайте.

Задание:

1)    собрать контурную карту: Южная Америка

2)    на контурной карте разложить написанные на отдельных небольших карточках элементы береговой линии Южной Америки;

3)    показать эти объекты на карте

          

      Уч-ся выполняют на местах, один из учеников дает характеристику географического положения Южной Америки у доски, а остальные проверяют  свои работы.

Ну а теперь работа в тетради

Ради проверки и истины ради

Цифровой диктант      

 На доске выписаны особенности форм рельефа:

1. Самая большая равнина земного шара.

2. Район Южной Америки, богатый селитрой и медью.

3. Нагорье, богатое золотом и алмазами.

4. Нагорье, находящееся на севере материка.

 5. Равнина богатая нефтью.

б. Самая длинная горная- цепь на суше.

7. Равнина, имеющая уклон нa юг.

Учитель называет формы  рельефа, а учащиеся должны записать номера особенностей, присущих этим формам рельефа:

Амазонская низменность. (Ответ: 1)

 Оринокская низменность. (Ответ: 2)

 Ла-Платская низменность, (Ответ: 5)

Бразильское нагорье. (Ответ: 3)

 Гвианское нагoрье. (Ответ: 4)

 Анды. (Ответ: 6)      

(Один учащийся показывает географические объекты по карте)

Залив «Имена»

Для разрядки поиграем

Тест любимый разгадаем

 

Установи соответствие 1 уровень

Открытия

 

Исследователи

1. Первым из европейцев берегов Южной Америки достиг

А

П.А. Кабрал

Б

А. Гумбольдт

2. Материк получил свое название по имени:

В

Ф. Магеллан

Г

Х. Колумб

3. Первым пересек Южную Америку с запада на восток:

Д

А. Охеда

Е

А. Веспуччи

4. Кто из перечисленных путешественников не принимал участия в путешествиях по Южной Америке?

Ж

Ф. Орельяно

З

Ф. Писсаро

И

Д. Кук

К

Р. Скотт

 л

А.Тасман

Ключ к тесту:  1-г; 2-е; 3-ж; 4-и,к,л;

Установи соответствие 2 уровень (повышенной сложности)

 

Открытия

 

Исследователи

 

1

Открытие Кордильер и истоков Амазонки

А

Д. Альмагро

 

2

Открытие побережья Патагонии и пролива между материком и островом Огненная Земля

Б

А. Гарсия

 

3

Исследование природы материка, создание теории высотной поясности

В

А.Гумбольдт

 

4

Первое пересечение материка с запада на восток – плавание по Амазонке

Г

Г. Кесадо

 

5

Открытие Эльдорадо

Д

Х. Колумб

6

Открытие озера Титикака и пустыни Атакама

Е

Ф. Магеллан

7

Открытие побережья Южной Америки

Ж

Д. Ордас

8

Открытие мыса Горн

З

Ф. Орельяно

9

Открытие Ла-Платской низменности и водопада Игуасу

И

Ф. Писарро

10

Открытие Гвианского плоскогорья и Оринокской низмености

К

В. Схаутен

      

Ключ к тесту:  1-и; 2-е; 3-в; 4-з; 5-г; 6-а; 7-д; 8-к; 9-б; 10-ж.

 

   Поиски клада продолжаются, и вот мы уже  «Плывем по течению».

Продолжая свой путь вдоль восточного побережья по океану (какому?). А у нас на корабле  назревает бунт. В чем дело? Что случилось?

 

Температура воздуха + 28 С, а вот влажность довольно значительная. Боюсь здоровье экипажа в опасности. Уже который день во второй половине дня льет дождь, поэтому и увеличилось содержание влаги в воздухе.

Ребята, объясните, в каком климатическом поясе мы находимся?

Мы приближаемся к экватору.

Ребята, давайте вспомним в каких климатических поясах расположена Южная Америка?

(Работа у карты)

Остальные выполняют тестовые задания

1. В каких широтах Анды оказывают наибольшее влияние на климат Южной Америки?

А) в экваториальных

Б) в тропических

В) в умеренных

 

2. Вдоль западного побережья Южной Америки в тропических широтах проходит холодное течение, а вдоль восточного – теплое.

Какой вывод о климате можно можно сделать на основании этого факта?

А) климат западного побережья холоднее, чем восточного.

Б) на западном побережье выпадает меньше осадков, чем на восточном.

В) на обоих побережьях выпадает большое количество осадков.

 

3. Какая особенность географического положения Южной Америки позволяет предположить, что на ее территории формируется экваториальный климатический пояс?

А) материк пересекается экватором

Б) южная часть материка находится в умеренных широтах

В) у восточного побережья материка проходит теплое течение

Г) материк омывается Тихим океаном

 

4. Где скорее всего расположен город с таким климатом: средняя температура января + 24°С; средняя температура июля 22, среднегодовое количество осадков 1800мм, осадки выпадают в декабре-феврале?

А) на Амазонской низменности

Б) на Бразильском плоскогорье

В) на Гианском плоскогорье

 

     А мы тем временем пересекли границу между двумя океанами и держим курс вдоль западного побережья.

«Путевые заметки»

Где-то под руками были близко

Капитана Врунгеля записки.

Мир Америки ему знаком,

Он себя считает знатоком.

Попытайтесь-ка найти при чтении,

Что здесь подвергается сомнению.

Давайте поможем капитану и исправим все его ошибки.

(Письмо с ошибками)

Дневник капитана Врунгеля

   Наконец участники нашей экспедиции достигли загадочной и по-прежнему дикой Амазонии. Наш интерес к этой самой полноводной реке мира, несущей свои воды в Тихий океан, был огромным. С большим трудом экспедиция пробиралась сквозь непроходимые дебри девственного леса. Растительный мир здесь просто удивителен!  Не задерживаясь, мы поспешили дальше. На дороге, вдали от нашей тропы, мы увидели кенгуру, быстро удаляющуюся вглубь зарослей.

После кратковременного привала мы отправились дальше. Вскоре тучи заволокли небо, и пошел мелкий, моросящий дождь.  К счастью он быстро закончился, и мы снова двинулись в путь. Особенно нас поразило своим мощным стволом огромное дерево баобаб, которое часто называют обезьяньим хлебом, так как обезьяны лакомятся его плодами. Невдалеке послышался шорох. Из зарослей показался утконос. Совсем рядом крикнула птица-лирохвост. И снова все замерло, воцарилась тишина. Наступила тропическая ночь…

Хотя задание и было с подвохом

Справились вы с ним неплохо

Физкультминутка.

Ребята, а сейчас давайте отдохнем. Сделаем физкультминутку.

 

 

Мы руками поведем –

Будто в море мы плывем.

Раз, два, три, четыре-

Вот мы к берегу подплыли.

Чтобы косточки размять,

Начнем наклоны выполнять-

Вправо, вправо, влево, влево.

Не забудем и присесть-

Раз, два (присели), три, четыре (встали)

На счет пять – за парты сесть.

 

Мы продолжаем путешествие. И нам предстоит обогнуть полуостров «Узнай меня». 

Найди ошибку

1. Из Ю.А. в Россию Петр 1 завез:

картофель, фасоль, огурец, капусту, помидор, рис

2. В Ю.А. есть горы: Анды, Кордильеры, Кавказ, Драконовы

3. В Ю. А. текут реки: Нил, Конго, Амазонка, Парана, Ориноко

4. В Ю. А. живут: жираф, муравьед, слон, пингвин, капибара, ленивец.

6. В Ю.А. живут: аборигены, русские, индейцы, самбо, метисы, мулаты.

7. В прибрежных водах Ю.А. живет:  пиранья, анаконда, пингвин, кит, рыба скат

8. В Ю.А. растут: сейба, дынное дерево, какао, орхидея, баобаб, эвкалипт, виктория-регия

Игра «Правильно отбери».

Работа в парах. Распределите растения и животных Южной Америки по природным зонам.

 

Растения

А)Влажные экваториальные леса

Б)Саванны

В)Пампа

Г)Пустыни и полупустыни

1

Араукария

 

 

 

 

2

Бальса

 

 

 

 

3

Виктория-регия

 

 

 

 

4

Гевея

 

 

 

 

5

Дикое просо

 

 

 

 

6

Какао

 

 

 

 

7

Кактус

 

 

 

 

8

Кебрачо

 

 

 

 

9

Ковыль

 

 

 

 

10

Лианы

 

 

 

 

11

Пампасная трава

 

 

 

 

12

Пау-бразил

 

 

 

 

13

Подушкообразные кустарники

 

Продолжение »