Кроме того, учителями разработаны и проведены интегрированные уроки со здоровьесберегающей направленностью.
Учителя придерживаются гигиенических принципов построения урока
Физкультминутки в оптимальном объеме проводятся на всех обследуемых уроках в начальной школе, инклюзивных классах. Физминутки проводятся с целью профилактики утомления, нарушения осанки, ухудшения зрения и т.д. индикатором рациональности проведенного урока является момент наступления утомления, определяемый учителем по снижению учебной активности, возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у большинства школьников.
Наличие эмоциональных разрядок, положительный психологический климат отмечен на 80% уроках по школе в целом.
Для достижения здоровьесберегающего эффекта оптимальная плотность урока (т.е. доля времени, затраченного школьниками на собственно учебную работу) находится в диапазоне 60-80%. Педагог использует метод хронометрирования и педагогических наблюдений для оценки плотности урока.
Количество видов деятельности на уроках варьируется от 3-до 7. причем учителя четко выдерживают паузу между сменой деятельности (7-10 минут), что обеспечивает физиологически оптимального «переключения».
В основном, педагогический коллектив рационально использует методы преподавания, применяя не менее трех методов в уроке, которые чередуются каждые 10-15 минут.
В системе педагоги проводят эмоциональные разрядки (не менее 2-3 за урок).
Большое внимание на уроке уделяют учителя чередованию рабочей позы, как необходимого компонента гигиенически рационального учебного процесса.
Таким образом, гигиенически оптимальная организация урока является реальным механизмом управления здоровья школьников в процессе обучения, не требующим особых материальных затрат и зависящими от человеческого фактора (оценка уровня рациональности урока проводится по 12 критериям, предложенным авторским коллективом в составе: Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. «Руководство по гигиене и охране здоровья школьников»).
80% учебных занятий, значения которых подходят под характеристики уровней рациональности, оценены как рациональные, т.е. полностью соответствуют гигиеническим критериям рациональной организации урока.
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Для реализации задач и содержания работ, предусматриваемых п.1.2 и 1.3, кабинет ИВТ оснащается материальными средствами согласно "Перечням технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники"
Кабинет ИВТ оснащается:
- заданиями для индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельной работы и упражнений, учащихся на компьютере;
- комплексом научно-популярной, справочной и методической литературы;
- набором лучших программ для ЭВМ;
- журналом инструктажа учащихся по охране труда;
- журналами использования КУВТ на каждом рабочем месте;
- журналом отказа машин и их ремонта;
- держателями для демонстрации таблиц и стендами для экспонирования работ учащихся;
- инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, утвержденной директором школы;
- аптекой первой помощи;
- средствами пожаротушения.
Учебное оборудование для компьютерного класса и учебно-наглядные пособия для компьютерного класса приобретаются школами в установленном порядке в соответствии с "Перечнем технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники всех типов учебных заведений".
Помещение компьютерного класса (КИВТ), размещение рабочих мест, хранение учебного оборудования.
Расстановка рабочих мест учащихся в КИВТ обеспечивает свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту учащихся. Расстояние между стенкой с оконными проемами и столами составляет не менее 80 см. Расстояние в каждом ряду между рабочими столами должно быть 1,0 - 1,1 м.
КИВТ оборудуется:
- Классной доской
- Экраном
- Шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации.
- МФУ
- сетевое оборудование, в т.ч. для выхода в интернет
Диски с программным материалом хранятся в специальном небольшом ящике (по классам и разделам программ) размером не менее 150x150x300, защищенном от пыли и света.
В КИВТ создается картотека имеющегося учебного оборудования с указанием мест хранения, (карточки хранятся в алфавитном порядке) и методическая картотека, облегчающая учителю подготовку оборудования к занятиям.
Число рабочих мест для учащихся 10, в зависимости от наполняемости классов. На рабочем месте предусматривается работа одного. Для проведения практических занятий с компьютерами классы делятся на две подгруппы (в городских школах - с количеством учащихся 25 и более человек, а в сельских школах - 20 и более человек).
КИВТ должен быть выполнен как психологически, гигиенически и комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и воспитанию учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по ОИВТ и основам наук, при полном обеспечении требования к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.
Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за видео-дистанционной техникой зависит от их возраста, но не должно превышать:
- для обучающихся I кл - 10 мин;
- для обучающихся II - V кл. - 15 мин;
После установленной выше длительности работы должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления.
Занятия в кружках с использованием ИКТ и мультимединых технологий должны проводиться не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся II - V кл. (7-10 лет) - не более 60 мин.
Очевидно, что фактор санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса в КИВТ накладывает весьма жесткие ограничения на структуру каждого урока по информатике, что должно учитываться при их планировании. В частности, это непосредственно касается учета продолжительности времени (хронометража) использования программных средств, применение которых предусматривается на уроке.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития обучающихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
- организацию занятий по лечебной физкультуре;
- организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Традиционные спортивно – оздоровительные мероприятия:
- праздник «Золотая осень»,
- смотр «Строя и песни»,
- спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»,
- «Веселые старты»,
- турниры по футболу, пионерболу, волейболу, баскетболу,
- соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»,
- Спортивные соревнования «Меткий стрелок»,
- Дни здоровья по окончанию каждой четверти.
В целом в течение учебного года каждый школьник принимает участие в 8 общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях.
5. Реализация дополнительных образовательных программ
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Система дополнительного образования построена по направлениям:
- Художественно- эстетической
- Социально-педагогической
- Физкультурно-оздоровительное
Ведущую роль в организации свободного времени ребенка играет школа, реализующая принцип единства учебной и внеучебной работы. Центральное звено этой работы - система дополнительного образования.
На базе школы работают 2 спортивные секции (плавание, ОФП), которые вели педагоги дополнительного образования ДООПЦ « (.
В учебном году реализовывались:
- 6 программ художественно- эстетического цикла
- 2 программы физкультурно-спортивной направленности
- 2 программы социально- педагогической направленности
№ п/п |
Наименование детского объединения |
Ф.И.О. руководителя |
Количество детей в том числе:
| Нагрузка педагога дополнительного образования, кол-во часов в неделю | Кем предоставлена ставка | |||
дошкол. образован. |
начального образован
|
основного образован |
среднего образов. | |||||
1. | Студия «Русский сувенир». | Хохрякова Т.М.
|
| 30 | 28 | 12 | 18 | МОУ СОШ № 22 |
2. | Секция «Бассейн» | Ермолаева Р.А. |
| 20 | 15 | 15 | 9 | МОУ СОШ № 22 |
3. | «Русский умелец». | Телков В.А.
|
|
| 30 |
| 4 | МОУ СОШ № 22 |
4. | «Юный эколог». | Гуткевич Л.Ф.
|
| 15 | 15 |
| 4 | МОУ СОШ № 22 |
5. | «Мягкая игрушка», «Вязание крючком». | Вялкина Т.В.
|
| 15 | 15 |
| 2/2 | МОУ СОШ № 22 |
6. | «Юный дизайнер». | Петрова Т.Ю.
|
|
| 30 | 15 | 4 | МОУ СОШ № 22 |
7. | Кружок «Вышивание крестом» | Хохрякова С.П. |
| 30 | 15 |
| 8 | МОУ СОШ № 22 |
8. | Студия «Созвучие» | Антонова А.И. |
| 15 | 15 | 15 | 9 | МОУ СОШ № 22 |
9. | «Мой выбор». | Суходолина Т.А.
|
|
| 30 |
| 4 | МОУ СОШ № 22 |
10. | Секция ОФП | Смакотина Н.А. |
| 15 | 30 |
| 6 | МОУ СОШ № 22 |
| ИТОГО: |
|
| 140 | 223 | 57 | 66 |
|
Систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуется кружком ЮИД и участием в целевой городской воспитательной работе «Школа светофорных наук». В городских конкурсах «Безопасное колесо», «Светофорное лото», обучающиеся занимали призовые места, лучшие кружковцы приглашаются для проведения городских мероприятий. На базе школы раз в четверть проводятся соревнования «Безопасное колесо», викторина «Светофорный ринг».
Кружки спортивной направленности, обеспечивали успешное выступление команд школы в районных и городских соревнованиях.
6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
- проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;
- привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
- создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.
Примерная тематика бесед с родителями
1 класс:
Забота государства о здоровье подрастающего поколения.
Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом обучении и воспитании учащихся начальных классов .
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Особенности физического развития младших школьников.
2 класс:
Гигиена мальчиков и гигиена девочек.
Основные принципы режима для младшего школьника.
Гигиенические требования к детской одежде и обуви.
Гигиена питания.
3 класс:
Физическое воспитание детей в семье.
Закаливание.
Активный отдых младших школьников.
Режим просмотра телевизора.
4 класс:
Половое воспитание детей младшего школьного возраста.
Профилактика бытового травматизма.
Профилактика пищевых отравлений.
Профилактика уличного травматизма.
Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
№пп | Критерии оценки эффективности | 0-1-2 |
1 | Находят ли отражение в целях и задачах воспитательно-образовательной программы актуальность, социальная и педагогическая целесообразность мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. | 2 |
2 | Наличие целостной системы формирования культуры здоровья обучающихся, воспитанников: - последовательная и непрерывная система обучению здоровью на различных этапах обучения; - интегративный и межведомственный подход к решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья в образовательных учреждениях; - высокий уровень санитарно-гигиенической и просветительской работы; - формирование культуры досуга и отдыха. | 2 |
3 | Наличие здоровьесберегающего образовательного пространства: - отсутствие перегрузок; - выполнение санитарно-гигиенических нормативов; - использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; - воспитание у учащихся культуры здоровья, т. е. формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье. | 2 |
4 | Медицинское обслуживание в школе: - организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов; - профилактические работы; - пропаганда здорового образа жизни; - обучение гигиеническим навыкам субъектов образовательного пространства. | 1 |
5 | Сформированность культуры здоровья у педагогического состава: профессиональная подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. | 2 |
6 | Психолого-педагогические факторы: - психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; - стиль педагогического общения учителя с учащимися; - характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок; - степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска); - особенность работы с «трудными подростками в классе»; - состояние здоровья учителей, их образ жизни и отношение к своему здоровью. | 2 |
7 | Физическое воспитание и двигательная активность обучающихся. | 2 |
8 | Совместная работа школы и родителей: привлечение к проблемам школы (тематические лекции, стенды, брошюры, тренинги, мероприятия и т. п.). | 2 |
9 | Эффективность работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: - обоснованные показатели динамики улучшения здоровья обучающихся; - уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики); - удовлетворенность школой детей, родителей и педагогов - комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья. | 1 |
Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
В системе профилактической работы школы по формированию культуры здоровья обучающихся ежегодно проводится блок мероприятий, направленный на выявление знаний обучающихся о сохранении и укреплении здоровья.
- Комплекс мероприятий, посвященных «Всемирному Дню Борьбы с курением» (3-11 классы);
- Конкурс плакатов, стенгазет «Что такое курение?» (3-11 классы), конкурс рисунков (компьютерная графика) среди 8-11 классов;
- «Курение – это вредная привычка или дань моде?» Мини- сценки с обсуждением (6-7 классы)
- Диспут «Влияние вредных привычек на организм человека» (6-7 классы);
- Просмотр фильмов о вреде курения и алкоголя (6 - 9 классы);
- Тематические классные часы «Профилактика вредных привычек»(1-11 классы);
- дискотека «Быть здоровым – это здорово» (8-11 классы).
В летнее время вовлечены в досуговую деятельность оздоровительного лагеря «Чудо город» (150 чел.) и трудового лагеря (30 чел.). В июне было занято детей «группы риска» 20 человек в оздоровительном лагере и 5 человек в трудовом лагере. За летний период проведено: 11 праздников, 7 экскурсий, 8 соревнований, 4 акции, 5 лекций, 2 диспута.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Комплексный ПЛАН
мероприятий по реализации направлений программы
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры в учреждении
№ п\п | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный |
1. | Обеспечение условий для сбережения здоровья учащихся | В течение года | Зам.дир по АХЧ |
2. | Организация рационального питания учащихся | В течение года | Директор |
3. | Организация дотационного питания учащихся из социально незащищенных семей. | В течение года | Классные руководители |
4. | Санитарно- гигиеническое обеспечение безопасности питания | Ежедневно | Медицинский работник |
5. | Организация медицинского обслуживания школьников | В течение года | Медицинский работник |
6. | Участие школьников в целевых воспитательных программах по воспитанию культуры ЗОЖ | В течение года | Зам. дир по ВР |
7. | Организация витаминизированного питания | В течение года | Директор |
8. | Организация профилактики йододефицитного состояния школьников | Ежедневно | Медицинский работник |
2. Организации медицинского обслуживания в школе
№ п\п | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный |
Организационные мероприятия | |||
1. | Проверка санитарного состояния школы к началу учебного года | Август | Медицинский работник |
2. | Подготовка медицинского кабинета | Август | Медицинский работник |
3. | Приобретение необходимых медицинских препаратов. | Август, в течение года по мере необходимости | Медицинский работник |
4. | Комплектование аптечек | Август | Медицинский работник |
5. | Анализ состояния здоровья детей | Январь, май | Медицинский работник |
6. | Распределение школьников на медицинские группы для занятий физической культурой | Сентябрь | Медицинский работник |
7. | Оформление медицинских карт учащихся | В течение года | Медицинский работник |
8. | Заключение договоров совместной деятельности с лечебно- профилактическими учреждениями | Сентябрь, октябрь | Директор |
9. | Контроль состоянием фактического питания и анализ качества пищи | Ежедневно | Медицинский работник |
10. | Контроль санитарно- гигиенического состояния пищеблока, выполнения натуральных норм, бракераж готовой продукции | Ежедневно | Медицинский работник |
11. | Осуществление контроля за соблюдением норм и правил в части обеспечения охраны здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни. | Ежедневно | Медицинский работник |
12. | Организация работы по направлениям здоровьесберегающей деятельности и формирования у обучающихся здорового и безопасного образа жизни | В течение года | Медицинский работник |
Лечебно – профилактические мероприятия | |||
1. | Организация и проведение медицинского осмотра учащихся узкими специалистами | Сентябрь, апрель | Медицинский работник, Классные руководители |
2. | Проведение обследования физического развития учащихся 1-4 классов | В течение года | Медицинский работник |
3. | Проведение осмотра учащихся на педикулез, чесотку | Раз в квартал | Медицинский работник |
4. | Проведение амбулаторного приема учащихся | Ежедневно | Медицинский работник |
5. | Оформление листков здоровья в классных журналах | Сентябрь | Медицинский работник |
6. | Организация профилактических мероприятий по травматизму учащихся | В течение года | Зам.дир по ВР Медицинский работник |
7. | Организация мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний | В течение года | Медицинский работник |
8. | Осуществление контроля за соблюдением медицинских предписаний на уроках физической культуры | В течение года | Медицинский работник |
9. | Осуществление контроля за своевременным флюорографическим обследованием педагогических и технических работников школы | В течение года | Медицинский работник |
10. | Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся | В течение года | Медицинский работник |
11. | Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика | Декабрь, май | Медицинский работник |
Санитарно – просветительская деятельность | |||
1. | Организация и проведение лекций и бесед для школьников о сохранении и укреплении здоровья | В течение года | Зам дир по ВР |
2. | Организация и проведение бесед с техническим персоналом школы о санитарном состоянии школы, о личной гигиене, о профилактике инфекционных заболеваний | В течение года | Медицинский работник |
Продолжение » |